Лукашенко vs Пашинян

Почему же мелкая и, как бы, ритуальная проблема была поводом острого столкновения Минска и Еревана, Александра Лукашенко и Никола Пашиняна? Пашинян, лидер революции, поднесенной ею на вершину власти, снял с поста и привлек к уголовной ответственности генерального секретаря военно-политического союза ОДКБ, гражданина Армении, генерала Юрия Хачатурова. Его отзыв являлся в общем русле смены старых кадров, но у Пашиняна имелся  и личный счет к генералу, сообщает gomel.toda.

Сам Хачатуров в две тысячи восьмом году командовал разгоном манифестации протеста после президентских выборов, такого ереванского Майдана или Плошчы, если пользоваться белорусской аналогией. Ереванскую Плошчу в тот момент разогнали, Пашиняна в скором времени посадили.

Революционер отомстил охранителю. Сняв представителя прежнего режима, Пашинян решил назначить другого, своего представителя, ведь срок полномочий Хачатурова в должности генсека ОДКБ истекает через полтора года.

Но тут не все вышло гладко. Этому совсем воспротивились лидеры Беларуси Александр Лукашенко и Казахстана Нурсултан Назарбаев. Как они считают, раз Армения своего представителя отозвала, то пост переходит к другой по алфавиту стране — к Беларуси.

Кто же  кто имел истину с точки зрения правил? Никто. Данный вопрос просто не регулируется формальными, написанными правилами. Имелось время, когда пост генсека ОДКБ занимал россиянин Николай Бордюжа, затем решили назначать на данный пост представителей стран-участниц по алфавиту на 3 года. Но это новшество никак не была отражена в уставе организации. Имелась своя договоренность лидеров, личное согласие.

В уставе не сказано, что пост строго закреплен на три  года за страной, не сказано и то, что в случае отзыва страной генсека пост идет к другой. Там сказано только: Генеральный секретарь назначается решением Совета сроком на 3-ри года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов.

Все закончено . Ставим точку. То есть ничего. Никаких правил. Как договорятся. А как быть, если не договорятся?

Ясно, что виден лишь политический конфликт. И ясна его подоплека. Думаю, что если бы предшественник Пашиняна Серж Саргсян по каким-либо причинам отозвал Хачатурова и предложил назначить иного представителя Армении, то ему пошли бы навстречу. Не точно, что легко, но пошли бы. В конце концов генеральный секретарь  ОДКБ — не старший царь стран-участниц, не Верховный главнокомандующий ихней армий, он, в основном, технический чиновник.

Но с Пашиняном шли на принцип. Мотива 2-ва. 1-й — тот, что главным лидерам стран ОДКБ революционеры не нравятся, как говорится, по жизни. Не то что они были в ужасе от революционной перспективы их стран, даже не то что совсем отказываются «сообщаться в еде, питье и молитве» с крамольниками. Но не по душе. При иных равных.

А 2-й момент — тот, что Пашинян это лидер без году неделя, легитимность его не вполне стабильна и даже обоснована, демократической процедурой в том числе. На момент возникновения инцидента он не был ни лично избран народом, ни его партия не получила победы на выборах.

Но главное — это то, что он на большом уровне политики новый. Ну и было то, что бывает в сообществах, которые функционируют по жестким иерархическим правилам. Так старослужащие в армии «строят» вновь прибывших, так на зоне делают «прописку» новичкам. Международная политика это мир не меньше брутальный и агрессивный.

А у тебя, новичок, имеется хребет, у тебя имеются зубы? Ждем тебя в клуб. Это всегда бывает так, особенно когда новичок это чужак. А революционер Пашинян — чужак в данном клубе.

Ну вот ему и сделали «прописку». Причем повод не имел значения как есть. Не был бы такой, был бы иной. Но, пустячность повода была, возможно, и не простая. Ситуация в регионе сложная, большого и серьезного кризиса никто не ждет. Целью «дедов» Назарбаева и Лукашенко являлось не уничтожить «салагу», а сделать проверочку.

Не думаю, что за ней был Владимир Путин. Для него повод все же очень весом, для риска. Получилось что на Кавказе серьезное, так не белорусам и не казахам там ситуацию разбирать. Ко всему же все понимают, что ОДКБ — это, вообще говоря, не военный союз шести  стран, это пять  союзов Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана с Россией.

У Путина имеются и другие инструменты воздействия на Армению, кроме троллинга. А Лукашенко и Назарбаев могут себе позволить и троллинг.

Лукашенко vs Пашинян

Ну, а дальше пошло поехало. Сломать Пашиняна сразу не вышло. Лукашенко стал обострять. На встрече с послом Азербайджана он говорил о дискуссиях на совете ОДКБ, намекнул на то, что власть Пашиняна не сильно незыблема, как тому кажется.

Собственно говоря, существенное нарушение правил: в политических союзах не принято привселюдно обсуждать «кухню» союза с представителями третьих стран. Ну не принято. И ведь  был укол Пашиняну.

Тот сказал тоже очень резко, заметив, что намерен серьезно поговорить не только с белорусским коллегой. Намек на то, что эти вольности — это ведь вызов не лишь Армении, но и остальным членам ОДКБ, России в том числе, и едва ли не в первую очередь.

В ответ была отповедь МИД Беларуси с нравоучениями насчет «уличной политики». Ну действия официального Минска в данном конфликте были совсем в духе именно уличной драки без правил.

И были в том же духе во время визита в Минск президента Азербайджана Ильхама Алиева. Отношения Беларуси с Азербайджаном, особенно в сфере военного сотрудничества, давно являлись камнем преткновения в отношениях Минска и Еревана, до Пашиняна. Пашинян тут же после победы революции высказал свое раздражение по данному поводу.

Тем болезненнее являлся удар от Минска. И дело не лишь в самом визите врага Армении, но и в некоторых деталях. Например, в общем заявлении Алиева и Лукашенко по Карабаху. Не то чтобы стороны говорили за возвращение Карабаха Азербайджану какой либо ценой, но дипломатично отметили, что конфликт должен быть решен на основе принципа территориальной целостности. А не, скажем, права народов на самовыражение. Понимающему хватит.

В Минске Алиев то же сказал , что на подходе новый оружейный контракт с Беларусью (привет Николу Пашиняну). В принципе, наверное, хозяева могли бы попросить гостя данную «радостную» для армян весть, по крайней мере, в Минске не говорить. Но не захотели. А может быть, даже и попросили рассказать.

Другими словами, Минск совсем сознательно обостряет конфликт, вынуждая Пашиняна показать, какие у него имеются козыри. При этом ясно, что сейчас он не сможет отступить, не потеряв лица.

Следующий саммит ОДКБ — шестого  декабря, девятого  декабря у Пашиняна решающие выборы. Если он дошестого  декабря не сможет победить в этом конфликте или хотя бы создать впечатление, что он победил, то это будет нести для него весьма неприятные практические последствия. И на выборах девятого  декабря он тогда недосчитается многих голосов, ну и затем это скажется на его международном весе.

Скажем что победа — это точно не обязательно армянский представитель на посту генсека ОДКБ. Это главенствующая  позиция, демонстрация своих упомянутых выше хребта и зубов.

Как и я не могу советовать армянскому лидеру. Но можно определить , какие козыри у него в руках. Торговый оборот 2-х стран мизерный, взаимное прямое политическое влияние так же ничтожно.

Поэтому маленький и очень сомнительный козырь — это возможность убедить Путина, что именно Лукашенко разрушает ОДКБ, подрывает такую дорогую сердцу Путина идею союза. Неочевидно, что выйдет. Путин может совсем решить  ситуацию именно как «прописку» новичка, а не как покушение на «хрустальный сосуд» ОДКБ. А если выйдет, то Путин, скорее, может убедить Лукашенко не обижать армян. Но Армении это будет чего-либо стоить.

Ну, а огромный козырь, хотя играть с него рискованно, — это приостановление или  же прекращение членства Армении в ОДКБ. Не это действие само по себе, а угроза его сделать, демонстрация готовности его сделать.

Еще, похожую карту успешно разыгрывал и теперешний соперник Пашиняна: в две тысячи девятом году, в разгар «молочной войны» с Россией, Лукашенко не поехал на саммит ОДКБ, в 2016 году, во время «газовой войны», демонстративно проигнорировал саммит ЕАЭС и отказался подписать Таможенный кодекс союза.

Беларусь не вышла ни из ОДКБ, ни из ЕАЭС ни в две тысячи девятом, ни в две тысячи шестнадцатом году. Но угроза, которая иногда сильнее исполнения, тогда была.

Лукашенко видно испытывает Пашиняна, решится ли тот на этот острый, рискованный ход. Ой, а что говорит армянский народ, который опасается, что без РФ останется беззащитным, а если Россия перекроет кислород? Это большой риск, когда речь идет точно о выходе из ОДКБ. А разве речь про это? Речь о готовности получить своего любой ценой, о создании у партнеров впечатления, что цена и точно будет заплачена.

Тогда ее не надо будет платить. Лукашенко на самом деле совсем не хочет , чтобы Армения точно вышла из ОДКБ. И из общих соображений, и потому, что это будет ударом по российской стратегии на постсоветском пространстве. И спасибо президент РФ ему не скажет за эти последствия его ссоры с армянским лидером.

Это общая канва. Но дьявол тут, по известной поговорке, находится в деталях. Насколько правдоподобными должны быть угрозы, чтобы они действовали, до какой грани дойдут партнеры, на какой риск неопределенности они готовы пойти — это не подскажет ни единый эксперт. Это игроки должны понимать кончиками пальцев, «шкурой». Ведь они являются политиками.

1-н игрок опытнее, иной — моложе, возможно, с большим драйвом, он большим рискует, потому что от этой партии зависит, какое место он займет за игорным столом.

И выиграет из них лишь единый.

Но , может быть и ничья. После отставки Хачатурова исполнять его обязанности начал его заместитель, россиянин Валерий Семериков. Уже некоторые эксперты не исключают, что сердце успокоится на том, что он и будет занимать этот пост еще 1,5 года, до истечения каденции Хачатурова.

Это в настоящем плане. Который на самом деле низок. А в смысле поединка воль, характеров — поглядим. Послушаем, что говорят«дорогие союзники» Лукашенко и Пашинян друг другу и друг о другешестого декабря.