Функциональная грамотность, дуальное обучение, наставничество и волонтерство, микропроизводство и студенческие отряды — подготовка молодых профессионалов на территории Отрадненского образовательного округа отвечает самым современным требованиям производства и общества.
Около 600 ребят ежегодно становятся студентами учреждений среднего профессионального образования Отрадненского образовательного округа Самарской области. В недалеком будущем молодые специалисты: агрономы, нефтяники, сельхозпереработчики, сварщики и электромонтеры начнут свою трудовую жизнь на предприятиях Отрадного и прилегающих районов.
О том, как построена система обучения и каким основным трендам сегодня соответствует подготовка производственных кадров, а также какими достижениями готовятся педагоги отметить свой профессиональный праздник — День СПО, рассказала руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки региона Елена Сизова.
Система СПО здесь представлена тремя организациями: ГБПОУ «Отрадненский нефтяной техникум», ГБПОУ «Богатовский государственный сельскохозяйственный техникум имени Героя Советского Союза Смолякова Ивана Ильича» и ГБПОУ «Кинель-Черкасский сельскохозяйственный техникум», которые готовят кадры по двум видам программ: подготовка специалистов среднего звена и подготовка квалифицированных рабочих и служащих.
Всего на территории округа ежегодно садятся за парты или отправляются в учебные мастерские 2690 студентов. Государственное задание, т. е. контрольные цифры приема, на сегодняшний день практически выполнены, осталось завершить добор в Кинель-Черкасский техникум, куда еще успевают подать документы выпускники 9-х классов школ.
«Ежегодно мы набираем по всем трем техникумам необходимое количество студентов — система СПО популярна среди абитуриентов. Престиж рабочих профессий определенное время был занижен, но теперь, в том числе и благодаря подходам министерства просвещения РФ, запрос на среднее профобразование растет», — объясняет Елена Владимировна.
День СПО в этом году приурочен к «Большой учительской неделе» — мероприятие проводится в рамках объявленного Года педагога и наставника. На встрече педагоги обсудят основные тренды, заданные для учреждений СПО в 2023 году: функциональная грамотность, дуальное обучение, всероссийские проверочные работы, наставничество, микропроизводство, краткосрочные программы и студенческие отряды.
Запланирована и масштабная профориентационная работа для будущих выпускников 9-11 классов — они смогут приехать, посмотреть, поучаствовать в мастер-классах, которые будут давать как студенты, так и преподаватели техникумов.
«В этот же день СПО мы будем чествовать педагогов, мастеров производственного обучения, которые добиваются больших успехов в работе. Получат награды и студенты — за выдающиеся достижения в учебе и общественной деятельности», — поделилась руководитель.
Поднимают престиж профессий
Решения, принятые в свое время на федеральном уровне, соединившись с работой на местах, сегодня дают свой положительный эффект. Среди них — профориентационный проект для школьников «Билет в будущее», в котором участвуют все школы.
«Билет в будущее» помогает школьникам понять, какие профессии готовят учреждения СПО, дает им шанс пройти «профессиональные пробы» и определиться с будущей профессией более осознанно. Некоторых ребят привлекает возможность быстрее получить образование и начать зарабатывать, чтобы быть более самостоятельными и независимыми.
В этом году впервые в учреждениях СПО для 9-ков открыты три группы профессионального обучения по 25 человек в каждой. Учащиеся параллельно со школьной программой освоят рабочую профессию («Продавец торгового зала» в БГСХТ, «Пчеловод» в КЧСХТ и «Рабочий зелёного хозяйства» в ОНТ) и получат свидетельства государственного образца.
Одним из эффективных шагов министерства просвещения РФ стали демонстрационные экзамены, которые сейчас проводятся во всех образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования. «Наши студенты тоже не первый год сдают демэкзамен — либо в рамках итоговой аттестации, либо промежуточной аттестации, — рассказывает Елена Владимировна. — Демонстрационный экзамен — это несколько иной вид проверки знаний, умений и навыков выпускников, нежели это было ранее. Это моделирование живых, реальных производственных условий, где студенту ставится реальная практическая задача, которую он должен решить, применив все свои знания — как теоретические, так и практические».
Дуальное обучение также существенно изменило подход к образованию — когда теоретическое обучение в техникуме комбинируется с производственной практикой на реальном предприятии. В этом случае заключается договор между учебным заведением, предприятием и учащимся. Таким образом, начиная со второго курса, студенты погружаются в реальную производственную атмосферу, отрабатывая под руководством мастера-наставника практические навыки.
«Наша молодежь, впрочем, как и везде, хочет всего и сразу, — смеется Елена Владимировна. — Чем сидеть на скучных — на их взгляд, лекциях, где преподают чисто теорию, а на практику уходят только на последнем курсе, естественно, они предпочтут как можно быстрее погрузиться в профессию». Еще один положительный момент дуального обучения — работодатель присматривает себе наиболее успешных студентов и к окончанию техникума они практически с гарантией трудоустроены на данном предприятии.
Если говорить в целом, то престиж среднего профессионального образования начинает расти, также так и его востребованность, уверена руководитель. «Развернулись» в сторону СПО все — и студенты, и работодатели. Предприятия даже готовы стоять в очереди, чтобы быстрее заполучить молодежь на свои промплощадки, хотя долгое время было наоборот. Среди студентов наблюдается интересная тенденция — многие стремятся овладеть сразу несколькими дополнительными специальностями, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Елена Сизова, руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области:
— В системе СПО много плюсов — она более гибкая, что позволяет быстрее реагировать на запросы времени, производства и общества, предлагая обучение по наиболее современным и востребованным специальностям. Практические навыки студенты получают быстрее, чем в вузах, что позволяет им раньше приступить к трудовой деятельности. Программы у нас разрабатываются более насыщенные, чтобы за относительно небольшой период времени по запросу работодателей подготовить кадры.
Конечно, говорить, что все гладко, не приходится — надо успевать. Техника становится иная, все компьютеризируется. Для подготовки современного специалиста требуется более дорогостоящее оборудование, но тем не менее наше областное министерство образования делает все возможное, чтобы в наших учебных мастерских оно появлялось.










