
Читаешь новость и тут же впадаешь в ступор. Сначала думаешь что это фейк. Даже больше, чем фейк это какой то бред ! Потом убеждаешься, что, увы, это действительно правда. И испытываешь огромный шок. Ходишь, глаза таращишь, хлопаешь ими, пытаешься все это осознать. В себя тут же прийти. Трясёшь башкой, трясёшь, заново подробности читаешь снова. Наконец тебя прорывает: шипишь матерно и начинаешь по возможности спокойно думаешь разобраться и осмыслить на тебя обрушившиеся, сообщает mk.ru .
«Как только был написан сценарий мы предпринимали попытки найти деньги на съемки обычным способом, стучась в двери больших студий, однако после скандалов вокруг «Матильды» и «Смерти Сталина» продюсеры не хотят рисковать, видя рядом с «блокадой» слово «сатира». Поэтому мы решили снять это кино сами», — так рассказывает автор сценария и режиссёр Алексей Красовский, известный по фильму «Коллектор», сбор денег, объявленный на популярной краудфандинговой платформе. Средства нужны для съёмки фильма «Праздник», это — про блокадный Ленинград. Из требуемых режиссёру 1,5 миллионов рублей собрано 127077 рублей, но проект завершён. Значит, необходимые средства были найдены?
В заявке на сбор денег был приведен сюжет будущего фильма: «Блокадный Ленинград, тридцать первого декабря. В загородном доме Воскресенских, живущих «на особом положении», собираются 6-ть человек и курица, которую некому приготовить. Раньше этим занималась кухарка, но ее у Воскресенских накануне отобрали— снаружи наступили тяжелые времена, да и внутри ситуация тоже была нелегкая: младший сын привел голодную девушку, старшая дочь незнакомого мужчину, за которого собирается замуж. До Нового года остались считанные минуты, а количество проблем растет как снежный ком.» Тут же Красовский раскрывает жанр будущего произведения: «Как в этом не страшно признаться, но это комедия, местами черная, но чаще светлая и новогодняя».

«Комедия, комедия, — звучит в голове. И, правда, это же обхохочешься! Голодная девушка… Нет, голодная, это же из анекдота: «2-ва часа назад я хотел кушать, час назад я хотел есть, а теперь я хочу жрать!» Голодная — не термин блокадного Ленинграда. И даже изголодавшиеся не совсем то. Выголодовшиеся! Нет такого глагола в русском языке, но вот его смысл был бы абсолютно точен: выевшие все, что можно, и умершие от истощения. И хочется немедленно взять гвозди и гвоздить, гвоздить режиссёра. Вот тебе за хайп, вот тебе за бесстыдство, вот тебе за гнусность… Затем читаешь историческую справку, которая и стала, видимо, основой этой идеи. А именно, выдержку из как бы дневников инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского. Цепляют такие строки: «Вот уже три дня я в стационаре горкома партии. Каждый день мясное — баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное — лещ, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, 300 грамм белого и столько же черного хлеба на день… и ко всему этому по 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину… Я и еще двое товарищей получаем дополнительный завтрак: пару бутербродов или булочку и стакан сладкого чая… Война почти не чувствуется. О ней напоминают лишь громыхание орудий…» Читаешь несколько раз подряд, потому что тебя что-то в этих строчках задевает. Что-то, помимо самого факта, что кто-то во время блокады жил вот так. Что-то неуловимое кажется странным. И это что-то — не «заливное, икра, балык, сыр…» Что-то другое. Но вот что? Точно! Вот оно! Граммы! Хлеб — обычный хлеб — на фоне гусей, корюшки и икры указан в граммах: 300 белого и 300 чёрного. И вино — 50 граммов, объём приёма микстуры от кашля. И дополнительный завтрак. Вот он так похож на правду! Но вряд ли пролезет в человека, отведавшего отварное, заливное, жаренное, колбасу, индюшку, корюшку, ещё и булочка с чаем.

Ищешь информацию дальше. Вот другие дневники блокадников. Еда везде указана в граммах: дали «масло десять граммов, хлеба четыреста граммов», описывается питание в столовой Смольного «щи и котлета с вермишелью». Пытаешься найти первоисточник, который вдохновлял Красовского. Оказывается, отрывки из дневника Рибковского публикуются на основе статьи доктора философских наук Н.Н. Козловой. Ксерокопии дневника не приводятся. Дневник позиционируется как часть личного фонда И.И. Белоносова, который хранится в Центре документации «Народный архив». Выясняется, что очень многие с энтузиазмом брались его разыскать — но, увы, безуспешно. Впервые выдержки из него были опубликованы 15-ть лет назад и до сих пор, получается, нет доказательств не то что подлинности бумаг, даже их существования… И тут ты понимаешь, что здесь — именно здесь! — могла бы найтись настоящая работа для самого режиссёра! Сиди в архивах, ищи документы, доказывай их подлинность или фейковость! Шерсти Санкт-Петербург — ищи живых свидетелей этих событий. И если удасться найти доказательства, как шиковали в блокаду партийные деятели — сними об этом почти документальный фильм. Порви шаблоны. Заставь людей плакать о тех, кто был обречён на смерть отнюдь не гитлеровцами, и пробуди к ним оправданную ненависть. Но… И, действительно, если комедию «Праздник» про блокадный Ленинград планирует снять за восемь дней, зачем по крупицам собирать доселе неизвестные исторические факты, да ещё поверять их подлинность. Но ведь не для этого был создан быстрый Интернет и оперативный краудфандинг.
За годы блокады погибли, по разным данным, от четырехсот тысяч до 1,5 миллиона человек. И только три% из них — от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода. На создание комедии, «местами чёрной, но чаще светлой» под названием «Праздник» про блокадный Ленинград потребуется 1,5 миллиона рублей. То есть от одного рубля до 3-х с половиной на каждого погибшего. Но ведь это совсем не дорого, правда?












