
В памяти многих людей, имевших счастье общаться с ним при жизни, остался прежде всего его голос — странно, учитывая, что Стэн Ли, создатель наилучших комиксов Marvel, работал прежде всего с немыми листами книг. Но ведь благодаря ему мы знаем, о чем любит говорить Человек-паук и на какие действия способны герои-мутанты из Людей Икс. Сейчас рассказывать эти (и многие другие) истории надо будет кому-то еще: их отец и создатель ушел и из реального, и из своего нарисованного мира. Двенадцатого ноября две тысячи восемнадцатого года «скорая» доставила Стэна Ли в больницу «Седарс-Синай» в Лос-Анджелесе, где он умер, чуть-чуть не дожив до девяносто шести лет, пишет iz.ru.

Юность вождя
Он и сам внешне похож на героя — если и не супер-, то действительно героя-любовника золотой эры Голливуда. Шикарные усы, волевой подбородок, уверенный взгляд. И да, естественно, голос. Глубокий, убедительный, обольстительный — этот голос можно услышать и в кино; уже стариком он снялся в пару камео в экранизациях своих комиксов. Хотя ничто не предвещало вселенской славы и всемирного обожания сыну еврейских эмигрантов из Румынии, который появился на свет в Нью-Йорке двадцать шестого декабря 1922 года. Не легкое, но относительно счастливое детство, которое выпало на времена Великой депрессии. Он запоем читал и — когда давали скудные финансы — направлялся в кино; особенно увлекали его фильмы с Эрролом Флинном, 1-им взмахом шпаги побеждавшим полчища злодеев и спасавшим красоток дюжинами. В старших классах стал зарабатывать на жизнь — разносчиком сэндвичей, сочинителем некрологов и пресс-релизов (творческая жилка проявилась в нем рано), а в тысячу девятьсот тридцать девятом году случилось судьбоносное событие. По протекции своего дяди юный Стэнли Либер (фамилию он сократил до генеральско-американского Ли несколько позже) пошел на работу в новое издательство «Таймли Комикс», которое занималось, как нетрудно догадаться, комиксами. В начале шестидесятых оно поменяло свое название на Marvel — и вошло в историю этого часто недооцениваемого вида искусства. К этому времени Ли был уже одним из главных «поставщиков» супергероев на его страницы — а с начала семидесятых и просто стал главным: редактором и издателем.
Но, до всего этого еще были годы. В тысячу девятьсот сорок втором, как и многие иные американцы, Стэна призвали в армию — служил сначала в войсках связи, затем был переведен в департамент по выпуску учебных фильмов. Там он показал себя блестяще — и как неутомимый придумщик, как говорили бы сегодня — креативщик, и просто как талантливый автор текстов. Демобилизовавшись в тысячу девятьсот сорок пятом, он вернулся к любимому делу еще с большей энергией. Он активно сочинял истории — самые разнообразные, от вестернов до любовных «романов в картинках». Но к концу пятидесятых стал разочаровываться в своем деле и даже подумывал совсем сменить поле деятельности.

Есть у революции начало
Выручило— и карьеру Стэна, и нас, его почетателей от скуки — озарение. Конкурирующее издательство DC начало понемногу «реанимировать» придуманных еще до войны и вышедших из моды супергероев, типа Бэтмена и Супермена. Ли оценил идею, но развил ее далее. Если до этого супергерои были идеализированными «рыцарями без страха и упрека», рассчитанными на читателей самого юного возраста (и соответствующий воспитательный эффект), он добавил своим персонажам настоящих человеческих черт — и не всегда приятных. Художник Джек Кирби помог воплотить сценарии Стэна в жизнь — и таким образом вышла в свет Фантастическая Четверка. Успех получился ошеломителен, и Стэн Ли уже не захотел покидать комиксовый бизнес — и никогда не жалел о этом решении. То, что он сделал, историки жанра называют не иначе как «революцией Marvel». Как писал искусствовед и исследователь комиксов Питер Сэндерсон, «DC было эквивалентом больших голливудских студий: опять сначала открыв супергероев, к концу шестидесятых они выдохлись. Ко всему же у комиксов появилась новая аудитория — сейчас эти книжки читали не лишь маленькие дети. Marvel в шестидесятые стала для данного мира тем, чем для кино являлась французская «новая волна». Там открывали новые способы подачи историй, обращаясь к намного серьезным темам и привлекая читателей выше подросткового возраста». И в этой революции Стэн Ли являлся лидером — если не самым главным, то, по крайней мере, 1-м из — ее пламенным трибуном, военачальником и стратегом.

Его девизом являлось латинское слово Excelsior! (Превосходный!) — нередко он даже использовал его за подпись. И точно, вся его работа велась на высочайшем уровне. У него было время и общаться с поклонниками, и разработать свою систему подготовки сценариев для комиксов (известную с тех пор как «метод Marvel»), и писать тексты по проблемам настоящего мира, публиковавшиеся на странице «Трибуны Стэна» в марвеловских журналах. Ли не был ни циничным бизнесменом от искусства, ни творцом «в башне из слоновой кости» — в своих комиксах он решал самым насущные вопросам своего времени, от войны во Вьетнаме до расовой сегрегации. Еще, именно он придумал и 1-го чернокожего супергероя Сокола, появившегося на страницах комиксов в тысячу девятьсот шестьдесят девятом году, в разгар борьбы афроамериканцев за свои права.
Старик-разбойник
В тысячу девятьсот восемьдесят первом году Ли превратил Marvel из просто издательства в огромную бизнес-империю и возглавил подразделение телевизионных и кинопроектов фирмы, но для полноценного воплощения на экране его фантазий и визуальных находок Кирби и иных работавших с ним художников было еще рано — не давали это сделать технологии. Но, Ли всегда хотел заглянуть в будущее. Так, он одним из первых понял потенциал интернета и еще в тысячу девятьсот девяносто девятом открыл свою компанию по разработке историй про супергероев для пользователей Сети — напомним, ему в то время исполнилось уже семьдесят семь! Но, он не «сбавлял обороты» до самой глубокой старости. И не терял своего фирменного чувства юмора: в «Железном человеке» (2008) он был на экране в роли самого себя в окружении 3-х блондинок, и Тони Старк принимает его за основателя Playboy Хью Хефнера. «Ничего страшного, нас всё время путают», — говорит создатель «Железного человека» своему творению. Уже в две тысячи восемнадцатом год году Ли появлялся на экране в 3-х марвеловских фильмах — «Человеке-муравье и Осе», «Черной пантере» и «Мстителях: Войне бесконечности»; поклонники шутя писали у него в Twitter, что у Стэна не иначе как самый настоящий супергеройский источник энергии. В «Войне бесконечности» он был в роли водителя школьного автобуса, на котором едет юный Питер Паркер (Человек-паук). «Да что вы, дети, никогда не видели звездолета?» — говорит он школьникам. В этом, наверное, был весь Ли — он не только видел звездолеты и их пассажиров. Он их выдумывал. И не смотря на то, что все его герои остались с нами — они бессмертны по определению; даже если их «убьют» создатели, они всегда заново «воскреснут», как уже не раз случалось— без их творца мир Marvel потеряет часть своих красок.











