Оскар Рабин причина смерти художник биография Википедия

Художник Оскар Рабин, которого называли классиком нонконформизма и главой московского авангарда, умер в возрасте девяносто лет, пишет newsru.com.

Радиостанция  «Радио Свобода»сообщает, что Рабин скончался в Париже и будет похоронен на кладбище Пер-Лашез, дата похорон пока не озвучена. Газета»Культура» пишет со ссылкой на посольство Росии в Ватикане, что Рабин умер во Флоренции, где он был на открытие выставки. Про это же говорит и ТАСС.

Официальный представитель художника, коллекционер и меценат Марк Ивасилевич говорит, что во Флоренции Рабин заболел, был прооперирован, но по-прежнему являлся полон творческих замыслов. «Мы общались с Оскаром Яковлевичем пару дней назад, — говорит коллекционер. — Казалось, ничто не говорил о его скором уходе из жизни».

Кинокритик Андрей Плахов, который брал участие в организации показа в Петербурге фильма «Оскар», посвященного художнику, назвал кончину мастера большой потерей. «Он был не лишь крупнейшим художником, но еще и высоким моральным авторитетом, настоящим патриархом того явления в российской советской культуре, которое получило название неофициального искусства. С его уходом данная культурная эпоха совсем отошла в прошлое», — говорит Плахов.

Оскар Рабин был исключен из художественного института «за формализм» , и ему пришлось работать на железной дороге, а в тысяча девятьсот пятидесятых стал одним из основателей «Лианозовской группы» — 1-го из самых влиятельных неофициальных творческих объединений в Советском Союзе.

В тысяча девятьсот семьдесят четвертом году Рабин организовал на пустыре на окраине столице выставку, которая вошла в историю как «Бульдозерная» это было ключевое событие в борьбе неофициальных художников Советского Союза за легализацию нон-конформистского искусства. Формально выставку запретить не смогли, так как до этого в СССР никогда не проходили художественные выставки на открытом воздухе и на этот счет не было законов. В пригласительных билетах мероприятие обозначалось как «первый осенний просмотр картин на открытом воздухе».

Пятнадцатого сентября на Беляевский пустырь вышли где-то двадцать художников-нонконформистов, их родственники и друзья. Среди тех, кто наблюдал за происходящим находились журналисты западных информационных агентств и дипломаты. Но это не помешало властям задерживать художников еще у метро под выдуманным предлогом: как будто бы на станции произошла кража часов, и те попадают под описание подозреваемых.

На пустыре же художников ждала тяжелая техника и люди в рабочей  форме это всё выглядело как гневная реакция участников субботника на вмешательство посторонних. Но выставку разбили с помощью бульдозеров и поливочных машин. «Рабочие» крушили картины, избивали художников, зрителей , а так же иностранных журналистов.

После того, как событие вызвало огромный резонанс в западной прессе, власти пошли на уступки и официально разрешили провести еще одну выставку на открытом воздухе в Измайловском парке двадцать девятого сентября тысяча девятьсот семьдесят четвертого года. На ней было представлено работы более чем 40-ка художников, длилась 4-ре часа и привлекла тысячи зрителей. Западная пресса назвала это событие «советским Вудстоком». Вернисаж в Измайлово закрепился в истории как «четыре часа свободы» и дал дорогу иным выставкам нонконформистов.

Это не спасло Оскара Рабина от обвинения в тунеядстве: в тысяча девятьсот семьдесят седьмом году художник отправился в Европу и скоро был лишен советского гражданства. В двух тысячные годы выставки работ Рабина проходили в столице в ГМИИ имени Пушкина и в Третьяковской галерее. Картины Рабина расположены в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея и Центра Помпиду. В две тысячи семнадцатом году Рабину дали российское гражданство.