Людмила Першина рассказала, почему Омский драматический – больше чем театр

Недавно вышла в свет новая книга известной омской журналистки и театрального критика Людмилы Першиной. «Омский драматический: больше чем театр» – это богато иллюстрированный уникальными материалами фотоальбом с рассказами о спектаклях театра разных лет, с фактами и cвидетельствами. 

Мы поговорили о том, как создавалась книга, какие открытия удалось сделать, какое место в ее жизни занимает Омский театр драмы.

– Людмила Александровна, как родилась идея книги?

– Идея создания книги принадлежит не мне, предложение последовало от компании «Газпромнефть-ОНПЗ». Омский нефтезавод традиционно участвует в социальной и культурной жизни Омска. Помимо Года театра в России, юбилейного сезона Омского драматического в 2019 году, в 2020 году Омский НПЗ отмечает свое 65-летие и решил в том числе и к своему дню рождения сделать подарок театральному Омску.

Предстоит еще одна важная дата – в октябре этого года исполняется 115 лет со дня постановки первого спектакля в нынешнем здании драмтеатра, построенном по проекту архитектора Хворинова.

Омский драматический давно и безусловно стал и брендом нашего города, и его своеобразной духовной доминантой. А Крылатый Гений на фронтоне театра играет для творческой жизни всего города какую-то мистическую роль.

Людмила Першина рассказала, почему Омский драматический – больше чем театрНазвание родилось само собой: «Омский драматический: больше чем театр». Это действительно так. Наш театр – центр притяжения, сложения творческих сил, рождения новых идей. Когда мы вспоминаем этот театр, то всплывает целая череда историй, связанных с развитием Омска.

– Об истории Омского драматического театра уже написано немало, как не упустить ключевые моменты, при этом не повторяться, найти что-то не дошедшее до широкой публики?

– Театр драмы обладает мощной документальной базой, которую начала собирать еще легендарная заведующая литературной частью Светлана Васильевна Яневская, создавшая в театре музей. Она вела огромную переписку, собирала все, что относилось к театральным постановкам: афиши, отзывы зрителей, телеграммы, программки, эскизы художников, воспоминания актеров, записывала на репетициях указания режиссеров, делая это от руки.

В материалах музея удалось найти в том числе и некоторые малоизвестные факты. Консультантом проекта и полноправным соавтором выступила нынешний директор музея театра драмы Юлия Ескина.

– Наверняка нашлись и какие-то открытия в рассказах о театральных постановках разных лет.

– Конечно. К примеру, в 1960 году в Омском драмтеатре ставили «Три сестры». Роль барона Тузенбаха исполнял Спартак Мишулин, который в то время жил и работал в Омске. Тогдашние зрители привыкли видеть Мишулина в несколько ином амплуа, так что даже и не все коллеги по сцене приняли его в этой роли. Но потом в Омскую драму приехал на постановку спектакля «Клоп» Владимир Мотыль. Тогда он был театральным режиссером. И вдруг он открыл в Мишулине такие качества, как многовариантность, многоликость, умение быстро перевоплощаться, переходить из одной маски в другую.

Прошло время, Мишулин поступил на работу в Московский театр сатиры. Мотыль стал искать героя на роль Саида в фильме «Белое солнце пустыни» и вспомнил, какой был замечательный, пластичный актер Мишулин в Омске. Другого Саида зрителям теперь просто невозможно представить.

Интересных фактов много. Так, в книге приводится телеграмма – отзыв известного советского дипломата Ивана Михайловича Майского о спектакле «Старая Москва» Омского драмтеатра, который он увидел на первых послевоенных гастролях омичей в Москве. Майского негласно называли любимым дипломатом Черчилля, тот ценил его за высокий профессионализм. Так вот Майский вырос в Омске, в 1901 году окончил здесь гимназию, у него об этих годах написана даже книга «Перед бурей», в которой он очень любопытно описывает наш город дореволюционного времени. Думаю, далеко не все знают это имя, а человек был выдающийся.

– А какова структура книги?

Людмила Першина рассказала, почему Омский драматический – больше чем театр– За основу взяты 24 спектакля, которые стали яркими художественными событиями как для театра, так и для города. Все эти постановки связаны с судьбами страны, Омска и отмечены разного уровня наградами.

Начинался первый театральный сезон в новом здании театра со спектакля «Ревизор», уникального гоголевского произведения, которое по сей день не сходит со сцены. Только в Омской драме было шесть постановок «Ревизора». И первая глава – о спектакле «Ревизор». Параллельно с рассказами о спектаклях в книгу включена рубрика «Факты и свидетельства», где как раз приводятся вещи, не слишком известные широкой публике, которые позволяют отразить время, чем-то удивить читателя, рассказать о личностях, которые работали в театре.

Конечно, особый раздел – спектакли, связанные с Великой Отечественной войной. Омск стал пристанищем для великого множества людей, предприятий, учреждений, стал кузницей оружия Победы.

Как известно, в эвакуацию в Омск был отправлен и знаменитый театр имени Вахтангова, у которого в июле 1941 года разбомбили в Москве здание. Несмотря на сложнейшие условия, омичи радушно приняли и достойно разместили всех прибывших москвичей. Пребывание в Омске стало временем взлета этого театра.

Вахтанговцы получили за свои спектакли две сталинские премии. И очень много дали для творческой подпитки омских актеров. Уровень театра имени Вахтангова сильно поднял уровень омского театра, с которым делил сцену. Четыре дня в неделю играли москвичи, три дня – омичи.

Людмила Першина рассказала, почему Омский драматический – больше чем театр

Отдельная глава посвящена Михаилу Ульянову, нашему знаменитому земляку.

…Можно было писать кудряво, обстоятельно, много, но мы поставили для себя задачу сделать так, чтобы читатель понимал атмосферу спектаклей, понимал время, в которое все это происходило, мог оценить реальный вклад всего состава театра. Для решения художественных задач, для новых постановок руководители театра в разные годы привлекали режиссерские кадры извне или базировались на своих творческих силах. Главное, результат получался замечательный! В общем, я работала с удовольствием! Когда открываешь нечто интересное для себя, это всегда здорово.

Когда по хронологии время дошло до середины 70-х годов, это момент моего приезда в Омск, там уже подключились и личные воспоминания, свои архивы, блокноты.

– Вы же начинали работать на телевидении?

– После окончания Ленинградского университета я пришла работать на Омскую студию телевидения, и первая программа, которая была мне поручена, посвящалась 32-й годовщине Великой Победы. Решили впервые затронуть тему узников концлагерей. В то время в Омской драме шел спектакль «Так начиналась легенда» о подвиге генерала Карбышева, эту роль гениально играл на тот момент народный артист России Александр Щеголев. Кстати, потом он стал единственным в Омске народным артистом СССР. И я помню, что мы пригласили трех узников лагеря Заксенхаузен, где какое-то время находился Карбышев, они о нем в то время много слышали. Когда они посмотрели спектакль, то были просто потрясены, настолько все было правдиво, настолько достоверно. Так что, когда в студию зашел артист, они к нему бросились с возгласами: «Да, вот именно таким Карбышев и был!» Хотя, конечно, генерала в концлагере они не видели. Очень трогательный был момент.

А когда я уже работала в газете «Новое обозрение», шла подготовка к 275-летию Омска, мне поручили рассказать об этапах развития омской культуры. В том числе я писала и о том, как строилось в начале ХХ века здание театра драмы. Тогда мне показали чрево, можно сказать, «трюм» этого уникального творения Хворинова. Как там устроено внизу все – под зрительным залом, под сценой. Обратила внимание на огромные брусы из лиственницы, которые были положены еще во время закладки здания в 1901 году. Дерево окаменело, только стало крепче. Меня это очень впечатлило.

Людмила Першина рассказала, почему Омский драматический – больше чем театрИ потом в «нулевых», когда делали капитальный ремонт, специалисты стали смотреть под залом эти несущие конструкции и пришли к выводу, что они просто великолепного качества. И не стали их трогать. Пол, конечно, несколько потерял вид, но доски просто перевернули и сверху положили паркет. Когда такие моменты узнаешь, понимаешь, насколько надежно строили в начале прошлого столетия.

– Ваша книга вышла тиражом 1000 экземпляров, она есть в библиотеках, но купить ее, к сожалению, нельзя. Планируется ли электронная версия?

– Возможно, эта мысль будет поддержана. Электронная версия пользовалась бы спросом и у театральной публики, и у студентов.

– Людмила Александровна, не могу не спросить, а какие у вас личные взаимоотношения с омскими «академиками»?

– И рабочие, и дружеские, и отчасти любовные. Театр, безусловно, достаточно яркий, с очень небанальной творческой биографией. Столько по-настоящему великих имен, которые прошли через его сцену! Это наше настоящее национальное достояние.

– Большое вам спасибо, ждем новых книг!

Беседовала Ольга Ложникова

Источник