Хворостовский о себе и Баскове: Это как сравнивать жопу с пальцем

Сегодня, 5 декабря, на Корреспондент.net состоялся чат с оперным певцом Дмитрием Хворостовским. Отвечая на вопросы читателей, знаменитый баритон рассказал об актуальности оперы, своем мнении о Николае Баскове, шансах получить Грэмми и отношениях между Россией и Украиной.

— Чем украинская публика отличается от любителей оперы в других странах мира?

— Понятия не имею.

— Является для Вас опера смыслом жизни?

— Нет.

— А что для Вас является смыслом жизни, если не опера?

— Не опера, а, прежде всего, работа. Я ведь работаю в разных направлениях. Смыслом жизни для меня является музыка, я бы сказал. Музыка.

— С кем бы Вы никогда не спели дуэтом ни за какие деньги?

— Мне что, перечислять имена? Начинайте со всех попсовых звезд, которые вам приходят на ум.

— Актуальна ли сегодня опера как жанр?

— Мне кажется, да. Ведь опера продолжает быть всеобъемлющим жанром. При наличии ценных оперных достижений 19-20 века есть возможность изобрести что-нибудь новое.

— Как новые технологии влияют на оперное пение?

— Новые технологии, прежде всего, новые театральные технологии влияют на современный тетр в полной мере и на современный оперный театр, а также искусство кино влияет по всем параметрам на жанр оперного искусства.

— Сколько вы получите за киевский концерт?

— Не скажу.

— Самый популярный и высокооплачиваемый артист в СНГ сегодня — Андрей Данилко, который выступает в образе Верки Сердючки. В чем секрет успеха этого продукта, по Вашему мнению?

— Я знаю Сердючку, по телевизору видел… Ну, я не знаю, в чем же секрет.. Ну он милый, обаятельный… В нем нет злостного ничего.

— Должен ли человек искусства влиять на общественно-политические процессы и демонстрировать активную гражданскую позицию?

Чем выше искусство, тем больше возможность его влияния на политические течения

— Безусловно, искусство всегда шло в ногу со временем или влияя, или, каким-то образом видоизменяясь в политической силе. Чем выше искусство, тем больше возможность его влияния на политические течения.

— Как вы подбираете свой репертуар? Ориентируетесь на своих слушателей?

— В некотором роде, да. Если бы ориентировался исключительно на музыку Шостаковича и т.д., вряд ли люди заполняли целые стадионы.

— Есть ли такие места на свете, которые хотелось бы посетить (помимо работы), если есть то какие?

— Да, это мой дом.

— Что сегодня важнее для оперного певца: талант, трудолюбие или умелая раскрутка?

— Ну, все-таки талант, мне кажется. Талант, помноженный на мультиталант. Ведь теперь в оперном искусстве недостаточно голоса. Нужно иметь и внешность, и актерские способности, и физические данные.

— Кто был Вашим учителем? И собираетесь ли вы учить других, как надо петь?

— Учился у Екатерины Константиновной Иоффель в Красноярске. Других учить пока что не собираюсь.

— На Ваши выступления часто приходит Владимир Путин. Вы также выступали на дни рождения Газпрома. Какие отношения у Вас с властью?

— Прекрасные. Держу абсолютную дистанцию с властью, благодаря этому у меня отношения с ней хорошие.

— Почему Вы выступаете во дворце Украина? Ведь общеизвестный факт, что в этом концертном зале отвратительная акустика, совершенно несовместимая с оперным пением? Неужели просто искали зал повместительней?

— Я там пел. В принципе, мне очень понравилось в прошлый раз… там были микрофоны, была среднестатистическая акустика, которая и должна быть на таких концертах. Ведь программа у меня не совсем акустическая. Во втором отделении есть и военные песни. Все подходит.

— Ваши творческие планы тоже зависят от менеджеров?

— Не-а.

— А не хотели бы Вы спеть рок-оперу?

— Нет.

— Гении рождаются раз на сто лет. Вы гений?

— Я? Я — нет, но я близко. Я не гений. Хотя я очень близко.

— Какая партия в операх Вам импонирует больше всего?

— Симон Боканегра, Онегин, Риголетто, Ренато, ди Луна

— Будучи публичным человеком, как Вы относитесь к пластической хирургии и мужской косметике? На что Вы лично готовы пойти ради презентабельного вида?

— Хирургию я, честно говоря… никогда даже и не думал об этом. В принципе, у меня очень сильно переломан нос, который мне мешает и жить и петь и дышать. Хотел бы сделать его компактным, маленьким, чтоб дышать было легче. Но времени нет. На это нужно пару месяцев. Поэтому я занимаюсь спортом. Косметика… Мне одеколоны нравятся, самые разные.

— Вы материтесь?

— Ну, когда мне плохо, тяжело, конечно, я матерюсь. Но я сдерживаюсь.

— Дмитрий, Вы будете сниматься в клипе режиссера алана Бадоева. Расскажите об этом

— Не расскажу.

— Клипмейкер Алан Бадоев: «Я обязательно раздену Дмитрия Хворостовского, хотя он об этом пока не знает». Разденетесь ли вы для публики?

— Я об этом узнал вчера. Посмотрим…

— У Вас есть собака?

— Нет.

— Скажите, Вас никогда не путали с Николаем Басковым?

— Ну, извините, это как сравнивать жопу с пальцем.

— В прессе мелькали интервью с Игорем Крутым о вашем совместном проекте. Он будет ближе к эстрадному или оперному жанру? Планируются ли совместные гастроли, съемки клипов?

— Эта работа будет в определенном жанре, но нам стоит всем определиться, что это будет за жанр. Это будет новая вещь, которая произведет эффект бомбы. Это будет сквозное шоу. Намечается целый ряд концертов по стране. В России и не в России. И далеко зарубежном и близко зарубежном.

— Планируете ли вы выпуск новых дисков? Чтобы у поклонников Вашего творчества была возможность наслаждаться им и сидя у себя дома?

— В ближайшее время выходит диск с песнями Игоря Крутого.

— Дмитрий Александрович, я слышала, что Вы раньше курили. Не повредило ли это Вашему голосу?

— Раньше курил. Но мне это не повредило, нет.

— Где Вы будете встречать Новый Год?

— Во Флориде.

— Дмитрий, следите ли Вы за современной популярной музыкой? Какую музыку Вы любите слушать дома? Спасибо.

— Знаете, я музыку слушаю в качестве работы. Мне нужно, прежде всего, для работы слушать, чтоб что-то новое выучить, узнать. И популярную музыку слушаю, и популярные программы.

— От чего чаще всего поет ваша душа?

— От любви.

— У Вас есть сайт в интернете. Заходите ли Вы туда и пользуетесь ли интернетом вообще?

— Нет, я, конечно, пользуюсь интернетом. У меня с собой интернет. Вот мой Blackbеrry, это очень удобно. Но на свой сайт я захожу очень редко.

— Если бы вам предложили большие деньги вы бы отказались петь?

Хворостовский о себе и Баскове: Это как сравнивать жопу с пальцем
Фото Юрия Кривенко/Корреспондент
Хворостовский: Иногда я чувствую, что сам готов заплатить большие деньги, чтоб не петь никогда.

— Вот это вопрос, мне нравится. Иногда я чувствую, что сам готов заплатить большие деньги, чтоб не петь никогда. Но, это быстро проходит.

— Пользуетесь ли Вы интернетом, и есть ли у Вас аккаунт на Одноклассниках?

— Нет, я об этом ничего не знаю.

— Как Вы оцениваете свои шансы на получение Грэмми? Была ли для Вас неожиданностью новость о том, что Вы номинированы на эту премию?

— Да, было неожиданностью. Я не знал, что Онегин был номинирован именно в этом году. Но для меня это не играет важной роли, поскольку сама постановка с большим успехом. Была уже трансляция по всему миру. Вышли уже видео, которые уже продаются. Не думал об этом и не следил. Я, как человек, двигаюсь вперед. То, что сделал год-два назад, я уже забыл об этом.

— Какой возраст для оперного певца самый оптимальный?

— Тридцать… С 30 до 50, мне кажется.

— Легко ли заработать миллионы собственным голосом?

— Тяжело. Ох, тяжело. Ой, как тяжело (смеется).

— Дмитрий, вы так часто рассказываете о том, что бегаете. Сколько вы пробегаете километров, вы можете назвать свой рекорд?

— Рекорд — нет, я со стыда умру, если назову свой рекорд. Я бегаю обычно 3-5 км в день.

— Дмитрий Александрович! Планируете ли Вы в 2009 году выступить в Питере?

— Да, планирую

— Что Вас связывает с Украиной?

— В некотором роде. Корни мои украинские, мой дед — украинец, папа — наполовину украинец. Он отлично говорит по-украински. Здесь у меня есть масса родственников: дяди, сестры и т.д.

— Обычно артисты драматического театра очень боятся забыть во время спектакля слова своей роли. Оперные певцы об этом не думают?

— Я постоянно думаю. И думаю, и забываю.

— Ваши творческие планы на ближайшее время. Сможет ли Россия и Украина увидеть Вас в оперной постановке? Входит ли это в Ваши планы?

— Входит.

— Есть ли у вас талисманы, с которыми вы выступаете как у многих других певцов?

— А… угум… нет. Я вообще не суеверный.

— Здравствуйте уважаемый Дмитрий! Как нанотехнологии ХХI века отразились на пении в оперном театре?

— Я не знаю.

— На минуточку предположим, что Красноярск находится не в Сибири, а гораздо ближе к ведущим оперным площадкам мира. Смогли бы Вы после стольких лет жизни в Европе вернуться в этот город на постоянное место жительства?

— Думаю, что нет.

— А как вы относитесь к выступлению знаменитостей на вечеринках олигархов??

— Как к данности какой-то.

— С кем из украинских исполнителей Вы хотели бы спеть дуэтом? А из зарубежных?

— Из украинских… Ни с кем. Из зарубежных… вот, сейчас буду петь с Йонасом Кауфманом 16 декабря. В Москве.

— Сколько часов вы занимаетесь оперным пением, что скажите о Киеве?

— В зависимости от того, что я делаю. Мне непонятно. Петь надо заниматься каждый день, по часу, по два, иногда по три, если я репетирую.

— Проявили ли Ваши дети певческие таланты или этот вид искусства им не интересен?

— Безусловно, неинтересен.

— Дмитрий Александрович, хотелось бы услышать Вас в дуэте с Казарновской! Это реально?

— Мы пели раньше на сцене. Но в дуэте — это нереально.

— Как на Вас отразился финансовый кризис? Не боитесь ли, что публика перестанет приходить на концерты? Билеты ведь недешевые, если честно…

— Боюсь. Пока ничего не почувствовал, правда.

— Дмитрий, за какой футбольный клуб болеете?

— Арсенал (Лондон).

— Кого в своей жизни вы считаете вашим добрым гением? И есть ли ваш злой гений? Может быть, вам встречался ваш «черный человек», как Моцарту?

— Злого гения я, если он есть, то я его не встречал. Мой добрый гений — это моя Флоша [Флоранс — ред.], моя жена, благодаря которой я научился улыбаться и радоваться жизни. И, соответственно, ощутил определенную тягу к пению. Вновь.

— Кем вы мечтали стать в детстве?

— Космонавтом.

— Испытываете ли Вы ностальгию по советскому прошлому?

— Нет.

— Вам лестно, согласно рейтингу журнала Forbes, оказаться в полусотне самых богатых знаменитостей России?

— России? Тем хуже для России, потому что я совсем не богат. Я думаю, что это совсем не правда.

— Считаете ли Вы Николая Баскова своим конкурентом на оперной сцене и на эстраде? Как вообще относитесь к его творчеству?

— Я к его творчеству очень хорошо отношусь, кстати. Я считаю, что он занимает достойное место… и то, что он делает в телевизоре, это хорошо. Но конкурентом я его не считаю, повторюсь.

— Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете уровень культурных отношений между Украиной и Россией?

— Мне кажется, что судя по афишам и разным буклетам, здесь [в Украине — ред.] практически все бывают, кто бывает в России и наоборот. Не вижу никаких барьеров и препон в культурных отношениях между странами.

— Здравствуйте! Появится ли возможность у украинской публики услышать Вашу камерную программу?

— С удовольствием. У меня есть масса интересных камерных программ, которые я бы с удовольствием представил в Украине.

— У Вас очень плотный график выступлений. Как Вы выносите такие нагрузки на организм, психику, голос и т.д.? Где находите время и силы учить новый материал?

— Такая есть поговорка — бери больше, кидай дальше, пока летит — отдыхай. Вот чем я занимаюсь на протяжении последних 20 лет.

— Процитируйте, пожалуйста, Вашу любимую крылатую фразу!?

— Все будет классно.

— Ваша карьера развивается по траектории, заложенной вами, или в большей степени под воздействием внешних обстоятельств?

— Ну, траекторию, конечно, я не могу закладывать… Но, в общем, внешние обстоятельства только способствуют повышению моей траектории… Я при этом расту как творческая единица.

— Вам не кажется, что талант в наше время встал на второе место, на первом же — коммерция?

— Кажется, не кажется… Нет. В наше время талант всегда стоит и должен стоять на первом месте. Если он не стоит, то его нет. Надо искать.

— Влияете ли Вы на цены билетов на Ваши выступления? Имеете ли такую возможность или это прерогатива организаторов?

— Это прерогатива организаторов. В эту область я не встреваю.

— Насколько Вам важно прочувствовать в жизни то, о чем вы поете? Вот Вы умираете в Доне Карлосе, но было ли в Вашей жизни, такое потрясение, которое лучше всего сказало бы Вам о смерти, которое сказало бы: да, умирая, я буду чувствовать … ужас, страх.

— Вообще, актер пользуется несколькими видами памяти… ассоциативными… жизненными… памятью воображения. В моем случае есть немаловажный фактор — это музыка, которая тоже дает определенный эмоциональный фон. И здесь тебе уже карты в руки.

— Планируете ли вы выступать в Германии?

— Да, а у нас будет концерт с Аней Нетребко в Брауншвейге.

— Вы играете на каком либо музыкальном инструменте?

— Да, я пианист.

— Вы аполитичный человек?

— Ну, почему? Не очень.

— Дмитрий, как Вы думаете, существует ли универсальная формула жизненного успеха? Что Вы считаете своим главным достижением в жизни? Спасибо.

— Главным достижением я считаю возможность выражать свои чувства и мысли и это, наверное, главный критерий моего успеха. Это быть услышанным и понятым.

— Как вы оцениваете уровень отношений между Украиной и Россией?

Вообще я очень сожалею, что уровень отношений и вообще отношения заходят в определенный тупик. Мне кажется, что пока не поздно, нужно выходить из этого тупика. В данном случае, искусство артиста в состоянии этому помочь.

— Вообще я очень сожалею, что уровень отношений и вообще отношения заходят в определенный тупик. Мне кажется, что пока не поздно, нужно выходить из этого тупика. В данном случае, искусство артиста в состоянии этому помочь. При этом неважно, какие, но, в общем, влиятельные артисты любых искусств — кино, театра… популярные, непопулярные, — в состоянии помочь.

— Вас не задевает, когда Вас сравнивают с Магомаевым, и сравнение порой не в Вашу пользу?

— Об этом, я не знаю. В первый раз слышу об этом. Магомаев мало пел в опере, а я пою много. Он не пел камерно-симфонической музыки. Что касается популярной музыки, мне кажется, что у меня получается это достаточно хорошо, просто репертуара я достаточно не показал. Но, это сравнение мне лестно, потому что этого человека, артиста я очень уважаю.

— Что для вас слава?

— Слава — это в определенном смысле возможность быть свободным.

— Скажите честно: нравится ли Вам ваш голос?

— Не очень.

— Какой переломный момент произошел в Вашей жизни, который существенно повлиял на Вашу жизнь/судьбу/карьеру и был ли таковой вообще?

— Да, это была победа в конкурсе ВВС. После победы на нем в 89 году я проснулся знаменитым. Когда я приехал из Кардиффа в Лондон на следующий день, меня узнавали на улицах.

— Когда Вам предлагают ту или иную партию, что для Вас определяет согласие или отказ ее петь? Удобство партии для голоса, гонорар, количество репетиций, звездность партнеров? Или что-то еще?

— Прежде всего, — насколько интересна партия для меня и моего голоса. Гонорары не имеют значения, они фиксированы и низкие во всех театрах мира. Это больше работа для твоего профессионального интереса и престижа. Как правило, эти роли, которые предлагаются, они давно уже запланированы мной самим. Некоторые роли 10-20 лет назад я не мог позволить себе петь, так как был слишком молод и неопытен. По прошествии лет, голо, как и опыт и ум растет, с годами, до определенного момента, естественно, тогда ты позволяешь себе обращаться к этим ролям.

— Считаете ли вы, что уровень культуры (кино, музыка, литература) на русскоговорящем постсоветском пространстве заметно понизился после развала СССР? И когда будет выступление с Анной Нетребко?

Хворостовский о себе и Баскове: Это как сравнивать жопу с пальцем
Фото Юрия Кривенко/Корреспондент
Хворостовский во время чата на Корреспондент.net

— Он точно понизился, но теперь повышается. Концерт с Анной Нетребко будет в 2009 году, точно не помню… В Брауншвейге и в других городах Германии.

— Вы даете немало благотворительных концертов. Интересуетесь ли вы, куда, кому конкретно идут собранные средства?

— Знаете, я практически все 90-ые годы давал благотворительные концерты. Чтобы особенно не расстраиваться, я не интересовался, куда эти деньги идут. Но несколько раз интересовался и узнавал, что эти деньги были разворованы или ушли куда-то не туда. Поэтому, мой опыт в проведении этих концертов достаточно плачевен.

— Дмитрий Александрович! Расскажите свой любимый анекдот, пожалуйста!

— Знаете, я не из тех людей, которые анекдоты рассказывают. Я больше их слушать люблю.

— А не написать ли Хворостовскому мемуары?

— А не написать ли мне мемуары? Сказал я вставая из-за стола и прощаясь с вами.

— Ваше пожелание читателям

— Любите друг друга, относитесь друг к другу бережно и с любовью.

Корреспондент.net

Читайте Korrespondent.net в Google News

Источник