Фильм Ненастье 2018

С двенадцатого ноября на канале «Россия-1» показывают сериал «Ненастье». Это экранизация одноименного романа Алексея Иванова которая показывает  попытки ветеранов Афганистана построить свое государство внутри России — с Александром Яценко в главной роли. Кинокритик Егор Москвитин думает, что в «Ненастье» слились и захватывающая криминальная история из девяностых, и размышления о российском обществе, и даже трогательная семейная сага, пишет  meduza.io.

В промышленном городе-миллионнике Батуеве происходит ограбление века: накануне нового, двух тысячного года на глазах у пары снегурочек инкассатор Герман Неволин по прозвищу Немец (Александр Яценко) разоружает 4-х напарников и похищает сто сорок миллионов рублей. План «Перехват» не приносит успеха, потому что преступник ложится на дно в поселке Ненастье — месте, затерянном во времени и пространстве.

Сбежав от жены, напарника и сыщика, Герман вспоминает свою службу в Афганистане, возвращение домой, распад СССР и вступление в «Коминтерн». Этот «Коминтерн» — на подобе организованной преступной группировки, члены ее связаны идеей афганского братства. Основное действие «Ненастья» проходят в прошлом: в девяностых и даже восьмидесятых.

Главенствующий в армии синих беретах обаятельный, умный и волевой ветеран Серега Лихолетов (Александр Горбатов). Нерешительный Неволин, решающий не делать новый мир, а снимать его на трофейную видеокамеру (замечательная находка сериала, которой не было в книге), уступает Лихолетову по многим статьям. Но все же хочет посоревноваться с ним за сердце юной и трогательной Танюши (Татьяна Лялина). Их соперничество, любовь и дружба, как это бывает в сериалах Сергея Урсуляка («Ликвидация», «Жизнь и судьба», «Тихий Дон»), будут происходить на фоне исторических потрясений.

Фильм Ненастье 2018

Роман Алексея Иванова хоть и исследовал девяностые, но датировал бегство инкассатора две тысячи восьмым годом. Но сериал и этот сюжет сдвигает почти на десять лет назад. Такая корректировка подходит и федеральному каналу, и сценарию. С одной стороны, девяностые здесь так узнаваемы, что теперешнюю действительность и впрямь как будто хочется поблагодарить за победу над хаосом — или просто за дистанцию от него. Чтобы нынешнему зрителю было чем себя утешить, в сюжете возникают, например, такие сцены. 1-н из ветеранов-афганцев во время просмотра футбольного матча (на дворе 1992 год, сборная Шотландии громит на чемпионате Европы команду СНГ) вдруг клянется товарищам, что через двадцать лет в прекрасной России будущего пройдет свой чемпионат. И уж на чемпионате мы всем покажем.

С другой стороны, перенос главных событий сериала в прошлое развязывает руки сценаристу (Илье Тилькину, работавшему, например, над «Гетерами майора Соколова»): в «Ненастье» происходят вещи, которые сейчас можно увидеть разве что в «Заводе» Юрия Быкова — но лишь не на кинофестивале в Торонто, а в прайм-тайм на федеральном канале. Бывшие военные захватывают жилые дома и вокзалы. Чиновники и бизнесмены, в так же, натравливают на них подкупных журналистов, приезжих омоновцев и сотрудников спецслужб.

Фильм Ненастье 2018

Сериал снят с большим вниманием к деталям: авторы помнят, что в девяносто втором и девяносто девятом годах использовались автомобильные номера разных образцов. Сначала кажется странным, что у героев конца двадцатого века уже есть мобильные телефоны и электронные ключи от машин, но на самом деле и здесь не существует анахронизмов. А страсть сериала к музыке и телепередачам девяностых и совсем превращает «Ненастье» в оживший том «Намедни». Доходит до смешного: герой Сергея Маковецкого едва не натыкается на Сергея Маковецкого в клипе Алсу «Зимний сон».

Но гораздо нужнее то, что «Ненастье» исследует сразу 2-ва исторических перелома: превращение Советского Союза в Россию и смену тысячелетий. Отечественный масскульт давно не брался за данные темы с такой основательностью: из сериалов не вспомнить ничего, лишь «Бригады», а из фильмов последнего десятилетия на ум приходят только «Чужая» Антона Борматова и «Восьмерка» Алексея Учителя.

Даже если «Ненастье» не сподвигнет телеканалы на новые сериалы о девяностых, надолго хватит и его одного. Сцена, в которой герои смотрят, как над Кремлем опускается красное знамя и поднимается триколор, так же пронзительна, как документальная хроника с закрытия Олимпиады восьмидесятого, — и заставляет сострадать ушедшей эпохе даже тех, кто ее не застал.

В итого, «Ненастье» — как и ивановское «Блудо и МУДО» — без всякой брезгливости, с огромным сочувствием и с очень мягкой иронией изучает попытки простых людей противостоять государственному хаосу, как-то сориентироваться и объединиться в смутные времена. Полукриминальный «Коминтерн» опутывает выдуманный город Батуев сетью наподобе тайного общества из «Азазеля». Еще, сам Алексей Иванов не любит, когда Батуев сравнивают с Екатеринбургом: ему нужно было придумать промышленный город-миллионник без исторического контекста, чтобы изучать его социум без посторонних шумов.

Фильм Ненастье 2018

Впрочем, «Ненастье» увлекает и зрителей, которым безразличны исторические, социальные и географические изыскания Алексея Иванова. Как минимум тем, что это дорогая и качественная костюмная драма. Частая проблема российских сериалов — невнимание режиссеров к актерам второго плана и массовых сцен. В «Ненастье» такой проблемы нет. Роли почти трех дюжин афганцев и их жен или подруг достались хорошим артистам. На заднем плане мелькает звезда «Лета», «Кислоты» и «Скифа» Александр Кузнецов. А как минимум два до этого не очень известных актера — Александр Горбатов из «Майора Грома» и Антон Филипенко из клипа «Ленинграда» «Экстаз» — после «Ненастья» могут стать такими же востребованными, как в свое время квартет из «Бригады».

Работы Александра Голубева из «Ликвидации» и актрисы театра «Современник» Татьяны Лялиной отдельно интересны. Жестокий, молчаливый и циничный герой Голубева по имени Виктор в группировке «Коминтерн» олицетворяет социал-дарвинистский подход — и силится понять, почему обожаемый им главарь Лихолетов возится с мягкотелым неудачником Германом. Эта холодная ревность настолько велика, что к середине сезона превращает бандита в одного из ключевых участников русского вестерна. А героиня Лялиной играет как бы в двух сериалах сразу: в самом «Ненастье» и в черно-белой документальной эпопее, которую снимает влюбленный в нее Герман.

Хвалить работу Яценко после «Аритмии», «Тихого Дона», «Долгой счастливой жизни» и «Оттепели» и вовсе бессмысленно. Кажется, его коронным образом становится роль чужака, неспособного вписаться в предложенные обстоятельства. Слишком ранимого врача, слишком замкнутого кинематографиста, а теперь еще и слишком совестливого бандита. И, наконец, как и в «Ликвидации», в «Ненастье» важную роль играет Сергей Маковецкий. Во многом благодаря ему эта страшная история порой кажется теплой семейной сагой.