
Александр Родченко являлся одним из основоположников конструктивизма и создателей 1-й советской рекламы. Он работал над агитационными плакатами, писал абстракции, иллюстрировал книги , а так же изобрел приемы художественной фотографии, которые используются и в наши дни, сообщает culture.ru.
Александр Родченко родился пятого декабря тысяча восемьсот девяносто первого года в Петербурге, в семье Михаила и Ольги Родченко. Его мать была прачкой, отец работал театральным бутафором. Жили они в небольшой квартире сразу над помещением театра; чтобы выйти на улицу, надо было каждый раз проходить прямо через сцену. Поэтому раннее детство мальчика было в «закулисной» обстановке. Михаил Родченко не хотел, чтобы мальчик шел по его стопам, и настаивал на получении «настоящей профессии». Сразу после окончания 4-х классов церковно-приходской школы мальчик пошел учиться на зубного техника и даже какое-то время был протезистом. Но в тысяча девятьсот одиннадцатом году он поступил вольнослушателем в художественную школу в Казани, куда к тому моменту уехала семья Родченко. В той же школе училась Варвара Степанова, которая потом стала женой , а так же соратницей Родченко, известным художником и дизайнером.

В тысяча девятьсот четырнадцатом году во время всероссийского турне в Казань прибыли футуристы — Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк. Их вечер произвел на Александра Родченко большое впечатление: он решил, что хочет заниматься футуристическим искусством.
В конце тысяча девятьсот пятнадцатого года Александр вместе с женой переехал из Казани в столицу. Там через общих друзей он завел знакомство с художником Владимиром Татлиным — 1-м из основоположников авангардистского движения. Татлин предложил Родченко взять участие в футуристической художественной выставке «Магазин». За неимением вступительного взноса Александр Родченко помогал в организации мероприятия: продавал билеты и говорил гостям о представленных работах.
«Я от него [Татлина] учился всему: отношению к профессии, к вещам, к материалу, к продовольствию и всей жизни, и данное оставило след на всю жизнь… Из всех современных художников, которых я видел, не имеется равного ему».
В те годы Родченко совсем определился с направлением собственного творчества. Вдохновившись картиной Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»), он сделал серию работ «Черное на черном». Но если картина Малевича построена на геометрических формах и игре оттенков, то основным выразительным средством для Родченко была фактура — именно она сделала композицию объемной.

Иллюстратор, декоратор, мастер авангардного плаката
Александр Родченко явился одним из основоположников конструктивизма — его работы разнились лаконичностью и геометризмом. Художник иллюстрировал книги, работал над декорациями для театральных постановок и киносъемок, но наиболее известными явились его рекламные плакаты. Кроме традиционных средств живописи и графики, Родченко брал приемы фотомонтажа, делая лаконичные и информативные коллажи.
Целую серию рекламных плакатов художник сделал вместе с Владимиром Маяковским: поэт отвечал за краткие запоминающиеся лозунги. Конструктивистские плакаты во всем вписывались в революционную идеологию молодого советского государства. Они призывали и просвещали, и информировали, и агитировали.
В технике фотомонтажа Родченко делал не лишь плакаты, но и иллюстрации для книг и журналов. В особенности, к поэме Маяковского «Про это».

Фотоэксперименты Александра Родченко
Фотографией Александр Родченко стал заниматься с тысяча девятьсот двадцать четвертого года. К тому времени он являлся не лишь состоявшимся художником, но и педагогом — преподавал в Московском Художественно-техническом институте. Сначала Родченко снимал только для того, чтобы собрать новые материалы для коллажей, но позже его новаторские работы стали очень популярны. Родченко брал необычные ракурсы, благодаря этому его работы приобретали особую динамику и реалистичность. Наиболее эффектно для тех лет смотрелись снимки с диагональной композицией, когда съемка делалась сверху вниз или снизу вверх. Эти методы противоречили строгим канонам фотоискусства того часа. Но приемы Александра Родченко скоро стали популярны у его коллег, а многие из них используются в профессиональной фотосъемке и сегодня. Но некоторые его эксперименты критиковали. Например, работу «Пионер-трубач»: на которой мальчик с горном снят с нижнего ракурса. Про фото говорили, что мальчик более схож с «раскормленным буржуа», чем на советского пионера.

Кроме жанровых фото Александр Родченко делал портреты — самыми известными его работами были «Портрет матери», фотографии Владимира Маяковского, Осипа и Лили Брик — и репортажи.
С конца тысяча девятьсот тридцатых годов Александр Родченко закончил экспериментировать с темами и жанрами. Он почти не снимал и не рисовал, только оформлял книги вместе с женой.
После Великой Отечественной войны художник взялся за пикториализм. Данное направление фотографии делало снимки схожими на живописные работы. Фотохудожники достигали такого эффекта за счет нужных настроек света и выдержки. В данный период Александр Родченко интересовался цирком и театром и в стиле пикториализма много снимал артистов.

Художник умер третьего декабря тысяча девятьсот пятьдесят шестого года. Он немного не дожил до открытия своей 1-й фотовыставки, которую сделала его жена. В наше время имя Родченко носит Московская школа фотографии и мультимедиа, в которой учительствует его внук, Александр Лаврентьев.












