Первый кресельный подъемник, прототип современного варианта появился в Германии в 1908 году. Принцип действия был примерно таким же: небольшая электростанция, работающий от нее электродвигатель через зубчатое колесо приводил в движение буксировочный трос. Перепад высот составлял 32 метра, длина троса – 280 метров. Постепенно техника совершенствовалась, а вместе с этим и рос интерес к зимнему отдыху в горах и к горнолыжному спорту. 

Кресельные подъемники на горнолыжных курортах

Сейчас канатная дорога – стандартный атрибут высокогорных баз отдыха. Современные буксировочные подъемники могут достигать длины 2000 метров и иметь пропускную способность до 4 000 человек в час. Кресельные подъемники используются не только зимой, но и в теплое время года для подъема туристов к удаленным высокогорным местам отдыха. Это значительно повышает рентабельность канатных дорог.

Развитие этого направления сделало возможным доступ к ранее труднодоступным локациям в горных районах со сложным рельефом и появлению новых горнолыжных курортов. Строительство спортивных и развлекательных объектов в горах начинается с подготовки трассы для подъемников. Новые технологии позволяют создавать их с минимальным ущербом для ландшафта и окружающей среды.

Горнолыжные подъемники существуют нескольких типов:

  • воздушные или гондольные подъемники: кабинки (гондолы) или открытые кресла различной вместимости прикреплены к движущемуся металлическому тросу.
  • наземные подъемники: это рельсовые канатные дороги (фуникулеры) с закрепленными на тросах вагонами, которые двигаются по рельсам; бугельные с закрепленной на специальном на шесте сидением-тарелкой или перекладиной и ленточные транспортеры по типу эскалаторов в метро, но без ступенек.

Современные кресельные подъемники оснащены новейшими страховочными системами, но все равно являются техникой, требующей строгого соблюдения всех правил безопасности. Подъемники нельзя раскачивать, поднимать защитную перекладину при движении, пользоваться в ветреную погоду или во время сильного снегопада, обязательно надо выслушать пояснения инструктора об особенностях пользования подъемником. 

В зависимости от длины горнолыжной трассы, высоты подъема, мощности тягового двигателя и планируемой пропускной способности подъемника выбирается тип кресельного подъемника. Для того, чтобы проект горнолыжного курорта был рентабельным, все эти факторы надо учитывать и заниматься закупкой оборудования после проведения всех расчетов.