Геодезические изыскания, проводящиеся при строительстве линейных объектов

Существуют различные виды и методы инженерно-геодезических изысканий, но в основе всех их лежат измерительные операции, путем которых определяются горизонтальные расстояния, а также величины углов (как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости). Одно из направлений деятельности компании «Геология ОРГ» — топогеодезические инженерно-изыскательские работы, сопутствующие строительству линейных объектов: железнодорожных и автомобильных магистралей, подземных и наземных транспортных коммуникаций, энергетических сетей.

Изыскания при строительстве дорог и коммуникационных магистралей

Порядок, согласно которому последовательно осуществляются основные геодезические работы, выполняемые при изысканиях дорог, других протяженных строительных объектов, выглядит следующим образом:

  1. Топогеодезическая съемка местности вдоль трассы проектируемого сооружения.

  2. Разбивочные изыскания после разработки проекта.

  3. Исполнительно-съемочные работы.

Топогеодезическая съемка

Заснять и нанести на топографический план все объекты изысканий, привязываясь лишь к пунктам государственной геодезической координатной сети и ранее разбитых сетей сгущения, ввиду их ограниченного количества, специалистам компании «Геология ОРГ» удается далеко не всегда. В связи с этим, для создания горизонтального и высотного съемочного обоснования, на начальном этапе изысканий выполняется прокладка теодолитных (тахеометрических) ходов с установкой реперов. Дальнейшие геодезические изыскания ведутся на основе проложенных ходов методом набора пикетов на характерных точках местности и снимаемых объектах геодезической ситуации. Расстояния между пикетами и их абсолютная высота вычисляются путем снятия замеров приборами, установленными над реперами, по специальным рейкам, помещаемым над пикетами. Если территория будущего строительства уже была охвачена ранее топографической съемкой необходимого масштаба, то план трассы допускается изготавливать в виде выкопировок (актуальность таких выкопировок, естественно, следует проверять, сравнивая их с фактической ситуацией).

Разбивка проекта строительства

После того как проект разработан и нанесен на топографическую подоснову, он передается геодезистам компании «Геология ОРГ», для того чтобы они разметили запроектированную трассу в соответствии с рабочими чертежами, в реальном масштабе. Процесс такой разметки, предусматривающий обозначение на местности оси (или осей, если проектом их предусмотрено несколько) и основных деталей сооружения, называется разбивкой проекта.

Исполнительные съемочные геодезические изыскания

После завершения важных этапов строительства и по окончании строительных работ в целом необходимо выполнить инженерно-геодезические изыскания, называющиеся исполнительными. Так, к примеру, при прокладке железных дорог исполнительные съемки осуществляются после создания насыпи, укладки составных секций пути на балластный слой, установки колеи в предусмотренное проектной документацией положение. В процессе съемок проверке подлежит плавность закруглений трассы, соответствие высотных отметок проекту. При исполнительных изысканиях на линиях подземных инженерных коммуникаций съемочным измерениям отдельно подлежат:

  • подготовленные траншеи;

  • уложенные в них, но еще не засыпанные трубы (кабели);

  • поверхность грунта после выполнения обратной засыпки.