Как его звезды учились говорить по-советски

В роли блокбастеров сейчас выпуски новостей, и на таком фоне сериальные страсти сильно теряют в драматизме. Тем не менее сериал про советских адвокатов времен оттепели, несмотря на жанровую неразбериху, выглядит как весьма любопытное погружение в эпоху. Мы изучили съемочное закулисье и вспомнили самые яркие образы адвокатов в других фильмах и сериалах.

"Оттепель" номер два: за кулисами сериала "Заступники"

Товарищ адвокат

Если задаться целью собрать все бытовые неточности, которые попали в кадр «Заступников», то, наверное, может получиться внушительный список претензий к создателям сериала. Но уже то, что картинка не напоминает посвященные быту закоулки краеведческого музея, можно считать успехом. И, как вспоминают участники съемок, внимание, с которым режиссер Владимир Котт относился к деталям, было почти маниакальным. Правда, дело не столько в бутафории, сколько в самой атмосфере того времени.

Часть сценария сериала основана на воспоминаниях легендарного советского адвоката Дины Карпицкой. Среди ее клиентов были и крупные жулики, и диссиденты, и кинозвезды. Примечательны все эти дела, к стенограммам которых получили доступ создатели сериала благодаря не только участникам процессов, но и определенному историческому этапу в советской юриспруденции. В конце «хрущевской оттепели» полномочия адвоката заметно изменились, и защитники, раньше присутствовавшие на процессах исключительно для галочки, получили куда более значительную роль. Возможно, поэтому в кадре адвокаты иногда напоминают скорее супергероев на собрании охотников за привидениями, чем неприметных советских служащих. Главные же действующие лица иногда ведут себя подобно Бонни и Клайду, а выглядят как первая красотка в городе в сопровождении плейбоя на крутой тачке.

Актрису Мари Ворожи утвердили после первой же пробы. Как говорит режиссер сериала, он очень хотел, чтобы главную роль сыграла не слишком растиражированная актриса (в прежних заслугах Ворожи куда больше театра, чем кино и сериалов), а когда Мари вошла в кадр, то стало понятно, что у нее, кроме отлично подходящей для ретропроекта внешности, еще и голос мечты. «В конце каждой серии есть финальная речь. Нужна была особая интонация, тембр голоса. Который бы звучал и нежно, и при этом иногда жестко», — говорит Владимир Котт.

Впрочем, одного голоса оказалось мало. Даже в фильмах и телепрограммах тридцатилетней давности люди говорят совсем не так, как сейчас. А если уж речь идет о шестидесятых, то характерная для того времени манера общения сейчас звучит как что-то совсем уж музейное. В связи с этим актерам ради изучения интонаций и способа построения фраз пришлось смотреть старые фильмы и изучать архивные документы, чтобы в итоге приветствия вроде «здравствуйте, товарищи!» звучали так, как они звучали больше чем полвека назад.

Ко всему прочему Мари Ворожи специально для съемок научилась играть на гитаре. В сериале она исполняет песню советской эстрадной дивы Нины Бродской, и режиссер решительно отверг идею показывать на крупных планах руки того, кто сможет подменить Мари в игре на гитаре. В итоге актриса взяла несколько уроков и в кадре сама перебирает аккорды.

Возможно, к мужской части актерского состава требования были не такими драконовскими, но многие перевоплощения очевидно стоили того, чтобы искать ради них костюмы и подбирать грим.

Кирилл Гребенщиков, сыгравший мужа главной героини, видимо, олицетворяет абсолютно успешного по советским меркам человека, который может себе позволить гордо нести функции альфа-самца. Игорь Гордин в генеральской шинели смахивает прямо-таки на голливудского злодея, который из кабинета председателя трибунала, подобно кукловоду, дергает за разные ниточки и успевает делать неприличные предложения юным адвокаткам. Максим Виторган предсказуемо хорош в роли популярного актера, потому как этот образ знаком сыну Эммануила Виторгана с самого детства. «Когда на съемки принесли дубленку и шапку, я вспомнил, что их вид мне знаком с детства. Примерно такие были у моего папы в то время», — вспоминает Максим.

Романтическая часть сюжета иногда отвлекает от производственных интриг адвокатского бюро и злодеяний безжалостной судебной системы, но, видимо, формат сериала для федерального прайм-тайма не позволяет экономить на слезах и непростых отношениях. В любом случае героиня Мари Ворожи невероятно хороша со своей гордо поднятой головой, идеальной прической и манерами начинающей феминистки даже среди толпы влюбленных в нее мужчин. Не исключено, что актрису после этой роли заново откроют многие режиссеры. И еще кто-то скажет, что создатели «Заступников» сняли вторую «Оттепель». Хотя, наверное, ключевое слово здесь «вторую».

Линия защиты

В Голливуде судебная драма — отдельный жанр, и некоторые фильмы, где главные действующие лица — адвокаты («Несколько хороших парней», «Презумпция невиновности» и многие другие), стали не только классикой, но и прокатными хитами. В советском и даже российском кино адвокат — не самый очевидный и не очень частый герой. Возможно, так сложилось потому, что в глазах огромного числа обывателей люди этой профессии — все как один рвачи и жулики, а сама привычка часто судиться здесь еще не стала массовой. Однако в некоторых фильмах эпизоды, посвященные адвокатам, получились довольно яркими. Были даже случаи, когда эпизодами дело не ограничивалось.

«Он его пальцем не тронул, а этот нехороший справка купил, а адвокат совсем маленький девушка, что делается, как человеческая судьба доверяют?» Эпизод из всенародно любимого фильма «Мимино», где герой Мкртчяна пытается вытащить друга из судебной передряги, помимо всего прочего известен хоть и небольшой, но запоминающейся ролью Марины Дюжевой, которая сыграла адвоката Светлану Георгиевну. Для Георгия Данелии этот образ родной в прямом смысле слова. Дочь режиссера Светлана Георгиевна окончила юридический и в начале своей адвокатской практики выглядела настолько юной, что в зале суда никто ее не воспринимал всерьез. Именно такую трогательную неопытность в сочетании с пылающим чувством справедливости и сыграла Дюжева. Кстати, эта небольшая роль стала одной из самых ярких в биографии актрисы.

Трехсерийный фильм «Адвокат» снят на стыке эпох, когда советское кино было практически демонтировано как система, а в новом российском кинематографе царил удивительный хаос. Тем не менее остросоциальные сюжеты активно приветствовались, и сценарий Игоря Агеева оказался именно таким: молодой адвокат против коварных ментов, которые хотят отправить за решетку невиновного. Критики обвинили фильм во всех грехах — и прежде всего в катастрофической нестильности. Впрочем, к актерам больших претензий не было. У Андрея Ташкова после фильма «Сыщик» появился неплохой опыт перевоплощения в служителя закона, способного пробить стену ради правды, поэтому в роли защитника невиновного он совершенно не теряется. А Владимир Меньшов и Михаил Глузский в мундирах, запятнанных бесчестными намерениями, так и вовсе наводят страх.

Еще один проект под названием «Адвокат» появился на местном ТВ в 2004 году и продержался целых девять сезонов. Наверное, это были золотые времена для российских криминальных сериалов, сюжеты и названия которых выстроились в назойливый хоровод банальностей. Впрочем, благодаря Андрею Соколову в главной роли «Адвоката» от многих конкурентов отличал своего рода лоск, что вполне объяснимо, если в кадре секс-символ эпохи. Вероятно, образ адвоката, готового на самые отчаянные кульбиты ради защиты тех, кто в ней нуждается, во многом вдохновлен голливудскими сериалами. Девятисезонное действо вряд ли располагает к поиску россыпи сценарных бриллиантов, но для поклонниц Соколова в сериале предусмотрено немало приятных моментов. Сорви-голова в отглаженном костюме спешит на помощь… Не факт, что таких персонажей можно встретить в залах суда, но если профессии адвоката требовалась какая-никакая романтизация, то у создателей «Адвоката» это очень даже получилось.

Источник